История храма

Успенский кафедральный собор г. Бийска

Освящен 5, 19 октября и 2 ноября 1903 г.

 

uspenie_biysk

Одним из самых известных памятников архитектуры и православной культуры исторической части Бийска, ее доминантой, определяющей неповторимый вид, является Успенский кафедральный собор. 

Замечательный архитектурный объект пока слабо изучен. В процессе исследования удалось выявить только несколько статей, раскрывающих отдельные моменты истории и особенности архитектуры храма. Наиболее интересными являются газетные публикации  краеведа В.Н. Шипилова, посвященные строительству церкви , биографии первого настоятеля храма протоиерея Владимира Дагаева , а также статьи профессора Алтайского государственного университета, доктора искусствоведения Т.М. Степанской  и Л.Н. Новиковой, сотрудника Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки , посвященные стилевым особенностям архитектуры культового сооружения.

Уже более века на улице Советской (до 1925 г. – Успенской) возвышается величественный девятиглавый с синими куполами Успенский кафедральный собор. Возведенный из кирпича в русско-византийском стиле с высокой трехъярусной колокольней и крупной центральной ротондой, оштукатуренный и окрашенный в белый цвет, храм отличается особой строгостью и торжественностью. В будни и праздники мелодичный малиновый звон его колоколов, плывущий далеко окрест, призывает народ на службу.

История храма богата и колоритна. Его появлению предшествовали два других храма Бийской крепости, с одноименными названиями.

В конце XIX в. возникла необходимость постройки большого, крепкого и вместительного храма, так как Казачий Успенский собор уже не вмещал всех прихожан и пришел в крайнюю ветхость. Решение о строительстве было принято на собрании прихожан 31 марта 1891 г. Собранная прихожанами сумма и имевшийся церковный капитал оказались недостаточными и не давали возможности начать строительство. Но вскоре, по милости Божией, желание добавить необходимую сумму средств и построить новый храм изъявил староста Казачьего Успенского собора, городской голова, бийский 2-й гильдии купец-миллионер Михаил Савельевич Сычев, вложивший 5150 рублей в богоугодное дело . Уже тогда М.С. Сычев был широко известен своей щедростью в Томской губернии и за ее пределами. Он постоянно жертвовал значительные суммы в пользу РПЦ и учреждений народного просвещения .

Довольно непросто решался вопрос о выборе места будущего строительства новой Успенской церкви. Одни прихожане желали видеть храм на Мальцевской площади (ныне территория мемориала «Воинам-бийчанам»), другие – на Сенной площади. Каждый мечтал видеть храм ближе к своему дому. Нарастающий конфликт вскоре удалось разрешить, предоставив право выбора М.С. Сычеву. А он, в свою очередь, решил не нарушать завещание своей покойной жены Акилины Федоровны Сычевой и строить церковь рядом с Казачьим собором. По его ходатайству городская дума предписала в постановлении № 42 от 29 декабря 1892 г. «поручить городской управе место земли под постройку новой церкви отвести, сколько потребуется, на Успенской площади» . Вскоре началась работа по производству кирпича, заготовке других необходимых стройматериалов.

17 января 1897 г. купец Сычев на имя Преосвященного Макария (Невского), епископа Томского и Барнаульского, направил прошение, в котором говорилось: «Предполагая построить в Бийске каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами… на собственные средства и пожертвования доброхотных благотворителей, если таковые будут, по проекту составленному Томским епархиальным архитектором, классным художником В.В. Хабаровым, на площади, отведенной Бийскою Городскою Думою, около приходящей в ветхость Успенской церкви, покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, разрешить мне сию постройку и благословите приступить к оной в лето сего года.

При сем прилагаю: 1) проект на постройку сей церкви в г. Бийске, 2) копию с онаго, 3) смету, 4) пояснительную записку, 5) исчисление… материалов, составленныя архитектором Хабаровым, 6) копию с постановления Бийской Городской Думы об отводе места земли под постройку новой церкви и 7) акт об освидетельствовании сего места» .

15 марта 1897 г. грамотой епископа Макария (Невского) за № 1569 преподано благословение на заложение нового храма, а 5 июля 1898 г. состоялась его закладка .

В ноябре 1898 г. купец М.С. Сычев в обращении к благочинному Градо-Бийских церквей протоиерею Павлу Митропольскому писал: «План и фасад на построение новой Успенской церкви… утверждены Строительным Отделением Губернского Управления 18 февраля 1897 г. за № 16 и копка канав произведена под руководством архитектора Шульделя. Предполагал я, в интересах строящейся церкви, пригласить для руководства работами техника, рекомендованного мне г. Хабаровым; но наступление Нижегородской ярмарки и построение Бийских Троицкого собора и Казанской Архиерейской церкви и ныне строящейся церкви в Улалинской общине без руководства официального техника не дали мне возможности поторопиться мне исполнением своего предположения; но во всяком случае, к началу работ следующаго строительного сезона я поставлю себе в обязанность осуществить его» . 

Наблюдение и ответственность по постройке церкви по указу Томской духовной консистории в 1899 г. были возложены на архитектора  Хомича . Строительные работы производила артель П.Г. Пленкина, известная в то время отменным качеством выполняемых работ. Расписывали храм мастера иконописной артели Патрушева. Резные позолоченные иконостасы и киоты для крупных икон были изготовлены в бийской иконостасной мастерской А.А. Борзенкова .

По окончании основных строительных работ Томский губернский архитектор и исполняющий обязанности епархиального архитектора Станислав Викентьевич Хомич составил следующее удостоверение: «1902 г. сентября 18 дня, прибыв в г. Бийск произвести освидетельствование вновь выстроенной каменной трехпридельной церкви… причем нашел всю постройку храма произведенного правильно, прочно и весьма добросовестно. В виду изложенного, с технической стороны на освящение храма и открытие его для молящихся, препятствий не встречается» .

В 1903 г. октября 5, 19 и 2 ноября Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием (Павловым), епископом Бийским, при огромном стечении народа были освящены три его престола: главный – в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы и два других – во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и во имя святителя Николая Чудотворца .

Подробное описание построенного храма изложено в акте оценочного страхования, составленного 27 июля 1910 г.: «Успенская церковь – каменная (трехпрестольная). Снаружи и внутри оштукатурена и окрашена, покрыта железом, окрашенным синей масляной краской; длина церкви 19 2/3 сажен [41,9 м] считая и колокольню, ширина наибольшая – 12 сажен [25,6 м], высота до верха карниза – 5 сажен [10,7 м]; на церкви имеется одна большая глава и 7 малых, больших окон 24 шт., малых (на главе) – 12 шт., дверей наружных створчатых, обитых железом – 3 шт., внутренних – 10 шт. Иконостасов – 3. Главный длины – 11 аршин [7,8 м], вышины – 10 аршин [7,1 м], правый и левый предельные длины – 8 аршин [5,7 м] и вышины 8 аршин [5,7 м]. Оценены: главный в 6000 рублей, правый и левый, придельные в 3000 рублей каждый, а все вместе – в 12 тысяч рублей. Церковь отапливается 8 кирпичными печами. Колокольня в три яруса общей высотой до верха карниза – 10 сажен [21,3 м]. Строение хорошо сохранилось. Оценка вместе с иконостасами и колокольней – 61 тысяча рублей» .

Первым настоятелем новопостроенного храма стал митрофорный протоиерей Владимир Дагаев – последний настоятель Старо-Успенского Казачьего храма, положивший немало трудов для скорейшей постройки нового. Общий его стаж служения в Успенских храмах Бийска в качестве священника, а затем настоятеля, к моменту ухода за штат в 1905 г., в связи с преклонным возрастом, составил 47 лет и 2 месяца .

Вскоре на должности настоятеля его сменил протоиерей Николай Белосельский. После окончания Ярославской духовной семинарии, он с 1868 г. состоял учителем Пошехонского, Белозерского и Житомирского духовных училищ. Затем служил священником в селе Корниловском Барнаульского уезда и Спасском соборе г. Каинска. С 22 июля 1881 г. – второй священник Градо-Бийской Успенской церкви, а с 10 июня 1906 г. вплоть до кончины в 1913 г. был старшим священником, то есть настоятелем .

В 1905 г. отошел ко Господу строитель и староста церкви, именитый купец М.С. Сычев. На собрании приходского совета по выбору нового старосты была выдвинута кандидатура его родственника – купца Н.А. Сычева .  В 1907 г. церковным старостой назначен бийский купец Р.И. Кузнецов, утвержденный «на первое трехлетие епархиальным начальством» . Довольно долгое время, с 1909 г. по 18 июня 1917 г., эту должность занимал бийский мещанин Н.В. Штамов . Затем его сменил В.С. Кукин, избранный прихожанами церкви .

Клировая ведомость о церкви за 1908 г. сообщает, что храм утварью был достаточно обеспечен. В Успенской церкви числилось: «…священнических облачений 18, диаконских стихарей 10, сребро-позлащенных потиров с принадлежностями 4, Евангелий 7, крестов 8» .

Храмовая православная библиотека состояла из 1043 книг, среди которых имелись и древние издания. Библиотекой разрешено было пользоваться причту, братству во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского и некоторым прихожанам

При церкви числилось 472 кв. сажен усадебной земли, а сенокосной и пахотной не было. «Усадебная земля занята церковными домами и значится по плану города, Высочайше утвержденному»

В ведении церкви в 1908 г. имелось несколько учебных заведений:

  1. Церковно-приходская мужская школа. В ней обучалось 122 мальчика. Законоучителями в первом и втором отделениях состоял священник Николай Майгов, в третьем отделении школы – протоиерей Николай Белосельский. Оба преподавали безвозмездно. Учителями состояли М. Пашаков, с жалованием из земских средств 300 рублей в год и штатный диакон Евлампий Ячменев, работавший безвозмездно. Попечительницей школы была бийская купчиха М.И. Сычева;
  2. Приходское мужское училище Министерства Народного Просвещения. Должность законоучителя занимал священник Павел Коробейников;
  3. Николаевское женское училище. Законоучителем был священник Семеон Митропольский.

Церковноприходское попечительство было учреждено в 1905 г. Председателем его являлся бийский купец В.В. Иванов .

В Успенском приходе находилась домовая при Пушкинском городском училище церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены .

Справочная книга по Томской епархии, изданная в 1914 г., содержит следующую информацию об Успенской церкви: «Состав прихода: г. Бийск. Прихожан 5238 душ, в том числе раскольников 55 человек. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта при готовых домах для одного священника и одного псаломщика, квартирные пособия от церкви для диакона – 120 руб., для второго псаломщика – 72 руб. (старший священник живет в собственном доме). Проценты с причтового капитала до 225 руб.; жалование из казны 175 руб. и доходы от треб до 5000 руб.

Настоятель церкви – священник Иоанн Лаврентьевич Невский окончил курс в Омской учительской семинарии; рукоположен во священника в 1892 г.; на настоящем месте с 1913 г.

Младший священник – Максимилиан Васильевич Серебренников, 56 лет, окончил 4 класса духовной семинарии; рукоположен во священника 1 октября 1894 г.; последняя награда, наперсный крест, получена в 1908 г.; на настоящем месте с 1913 г.

Штатный диакон – Евлампий Мокиевич Ячменев, 30 лет, окончил курс в Бийском миссионерском катехизаторском училище; служил учителем церковно-приходской школы в 1903-1904 гг.; рукоположен в сан диакона 23 декабря 1904 г.; на настоящем месте с 1907 г.

Диакон – Прокопий Матвеевич Поварницын, 30 лет; окончил курс церковно-приходской школы; на епархиальной службе с 1905 г.; рукоположен в сан диакона в 1910 г.; на настоящем месте с 1913 г.

Диакон на псаломщической вакансии Александр Аристархович Хромцов,  33 лет; домашнего образования; на службе с 1910 г.; на настоящем месте с 1913 г.» .

Протоиерей Иоанн Невский приходился родным племянником известному церковному иерарху – святителю Макарию (Невскому), митрополиту Алтайскому. Этот любопытный факт удалось узнать в 2011 г. из беседы с Л.Ф. Невской, жительницей села Верх-Ануйского Смоленского района Алтайского края, правнучатой племянницей святителя Макария.

С 1918 г. храм стал именоваться собором. В 1919 г. настоятелем значился о. Александр Яхонтов . 

Неоднократно на страницах бийской газеты «Алтай» в 1919 г. появляется информация о деятельности Успенского благотворительного сестричества, действовавшего в ведении прихода. Священник Бийского гарнизона протоиерей I. М. Анастасиев писал, что: «Нужда в белье наших Бийских госпиталей побудила меня создать организацию по удовлетворению этой насущной потребности раненого и больного солдата…». Своей целью общество ставило: «благотворительность вообще, развитие религиозного чувства среди прихожан, заботы о чистоте и украшении храма, сборы на армию в церкви и в приходе» . Десятки прихожанок сестрического общества Успенской церкви под руководством старшей сестры В. Белогужевой активно включились в работу и были признательны всем и каждому, кто снабжал их нитками и тканью. Так, в июле месяце они выразили благодарность Д. Рождественскому «за пожертвованный кусок полотна на изготовление госпитального белья для раненых Бийского гарнизона Сибирской армии» .

В 1922 г. собор перешел в ведение обновленцев и являлся кафедральным. 13 и 14 декабря 1926 г. здесь проходил Бийский епархиальный съезд обновленцев, а 23 и 24 октября 1927 г. – съезд Бийского епархиального управления причтов и приходских советов обновленческих приходов Бийского округа .

В 1929–1930 гг. Успенскому собору была передана утварь и «имущество архиерейского служения» из Троицкого собора и Казанской церкви в связи с предстоящим закрытием храмов .  

Успенский храм был закрыт в 1932 г. и приспособлен под зернохранилище . Большая часть священно- и церковнослужителей храма, по воспоминаниям старожилов Бийска и прихожан, подверглась тяжелым сталинским репрессиям с отбыванием срока в тюрьмах и лагерях.

Только в 1947 г., в связи с изменением государственной политики в отношении к религии, храм был отрыт вторично. Это событие отражено в справке о регистрации приходской общины: «Настоящим удостоверяется, что на основании решения Совета по делам Русской Православной Церкви от 28 мая 1947 г., уполномоченным Совета при Алтайском крайисполкоме зарегистрирована под № 7 приходская община Успенской церкви, имеющая пребывание в городе Бийске Алтайского края, с предоставлением этой общине в пользование церковного здания, находящегося на Советской улице, в центре г. Бийска. Приходская община пользуется всеми правами и несет обязанности, предусмотренные действующими в СССР законами и постановлениями Правительства о религиозных объединениях. Справка подлежит хранению в делах церковного совета прихода и по требованию представителей органов Советской власти должна предъявляться последним. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Алтайскому краю И. Сивко» .

29 июля 1947 г. между членами приходского совета Успенской церкви в составе граждан П.В. Четвергова, М.С. Опарина, Е.Н. Воронцова, С.М. Скокова, М.Т. Гаевой, А.И. Казанцева, А.И. Маленова, И.П. Родиона, М.М. Баумкиной, Ф.Т. Гороховой и других (всего 21 подпись) и исполнительным комитетом Бийского горсовета депутатов трудящихся в лице уполномоченного представителя А.И. Артемова был заключен договор о передаче храма и предметов культа приходской общине на определенных условиях в бессрочное и бесплатное пользование. Настоятелем стал иерей Димитрий Ложкин .

Церковь оказалась востребована верующими. Этот факт подтверждает документ из собрания Государственного архива Алтайского края: «Донесение о праздновании Пасхи в Успенской церкви г. Бийска в мае 1948 г.», адресованное секретарю Бийского горисполкома товарищу Петропавловскому. В донесении говорится, что: «В ночь с 1 на 2 мая 1948 г., т. е. под пасхальные дни, в Успенской церкви было народу примерно от 6000 до 8000 человек. Из этого количества молодежи было до 300. Населения среднего возраста от 30 до 40 лет было примерно до 40–50%. Остальные были престарелые. Причем, надо заметить, очень много было населения из окружающих сел. Это было видно из разговоров присутствующих. Все присутствующие исполняли религиозные обряды, имея при себе куличи и яйца, принесенные для освящения. Причем, надо заметить и тот факт, что среди присутствующих были и военнослужащие. Судя по одежде и внешнему виду, были и ответственные работники хозяйственных организаций… Контрреволюционных выпадов и разговоров не наблюдалось. За порядком за это время наблюдали работники милиции. Май 1948 г. Секретарь исполкома райсовета» .

В послевоенные годы на территории Алтайского края, включавшей в себя и современную Республику Алтай, действовало всего несколько храмов, из которых два, Успенский и Покровский, находились в Бийске. 

В 1950–70 гг. в связи с усилением атеистической пропаганды в стране нависла угроза вторичного закрытия Успенской церкви . И только благодаря горячей молитве и сплоченности прихожан, священно- и церковнослужителей, удалось отстоять храм от очередного поругания.

После сноса в 1961 г. Покровской церкви Успенский храм стал единственным действующим на сотни километров и духовно окормлял многочисленных верующих.

В 1958-1964 гг. в храме дьяконом служил Владимир Гомбоев, правнук декабриста Николая Александровича Бестужева. 

В послевоенное время настоятелями были: иереи Димитрий Ложкин (1947 г.), Евтихий Сафановский (1948–1950 гг., 1952 г.), протоиерей Смарагд Попов (1951–1952 гг.), иереи – Иоанн Покровский (после 1952 г.), Вадим Красноцветов (1957–1958 гг.), Виталий Пашутов (1958–1959 гг.), Алексий Курлюта (1959–1961 гг.) и другие . В 1960-е гг. настоятелями также являлись иерей Григорий Календа, протоиерей Владимир Миненков,  иеромонахи Роман (Жеребцов) и Серафим (Брыскин).  

Сорок шесть лет, с февраля 1969 г. по 24 сентября 2015 г., настоятелем храма являлся выпускник Московской духовной академии, кандидат богословских наук архимандрит Ермоген (Росицкий) . В эти годы обновляются внешний вид и внутреннее убранство храма: производится реконструкция иконостасов, заново иконописцами  протоиереем Андреем Бурдиным с сыновьями расписываются стены и своды; реставрируются фасады, кровля и купола. Стараниями архимандрита Ермогена и трудами прихожан были построены крестильный храм, административное здание, ограда и ворота, благоустроена территория. Ежегодно поддерживалось благолепие храма.

В 1989 г., в канун празднования 280-летия Бийска, на колокольню высотой 33 м подняты пять новых колоколов, отлитых в г. Воронеже . В 2010 и 2011 гг. были установлены девять новых накупольных крестов, изготовленных на одном из предприятий Барнаула из нержавеющей стали и покрытых нитридом титана. Два больших креста высотой около четырех метров и весом 260 и 150 килограммов 7 сентября 2010 г. увенчали центральный купол и  колокольню .

Стараниями настоятеля архимандрита Ермогена в церковной ограде, в отдельном одноэтажном помещении, были открыты церковная лавка, а в 2014 г. – помещение воскресной школы.

Вековая история собора хранит память о священно- и церковнослужителях, прихожанах и паломниках, о многих известных людях. Здесь бывали и служили: святитель Макарий (Невский), митрополит Алтайский; архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов); Бийские епископы – Макарий (Павлов), священномученик Никита (Прибытков), Никандр (Вольянников) и Донат (Щеголев); епископ Томский Анатолий (Каменский); Новосибирские и Барнаульские митрополиты – Нестор (Анисимов), Гедеон (Докукин), митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов), архиепископ Павел (Голышев); епископы Барнаульские и Алтайские – Антоний (Масендич), Максим (Дмитриев), Сергий (Иванников) и многие другие .

12 мая 1991 г. Успенскую церковь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, где отслужил краткий молебен и выступил с проповедью . В 1994 г. по указу Преосвященнейшего Антония (Масендича), епископа Барнаульского и Алтайского, церковь стала именоваться собором, который в 1997 г. получил статус кафедрального .

Ежегодно храм посещают тысячи верующих бийчан и гостей города. Особенно многолюдно в соборе во время престольных праздников, архиерейских богослужений, пребывания чтимых и чудотворных икон, мощей святых. 

 

Архивные документы и воспоминания прихожан бийских храмов позволяют довольно подробно проследить вековую историю Успенского собора, сыгравшего важную роль в православной жизни города и края, сохранении христианских традиций в годы советского воинствующего атеизма.

Несмотря на жестокие испытания временем, Успенский кафедральный собор был и остается образцом храмовой архитектуры, истинным украшением Бийска, оплотом православной веры и духовности. 

Павел Коваленко